Запрет социальных сетей – попытка «замылить» глаза?

Новость о санкциях против компании «Mail.Ru Group», к активам которой принадлежат популярные социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», буквально взорвала интернет. Мнения украинцев разделились: одни поддерживают политику президента, а другие считают его указ нарушением прав и свобод людей.

Интернет – под запрет

«Назло врагам продам корову, чтоб дети молоко не пили», – гласит старая, но мудрая пословица. Так полу­чилось и в Украине: 15 мая, президент Украины подписал весьма неоднозначный указ №133/2017, в рамках которо­го наложил санкции на ряд физических и юридических лиц. Перечень санкций вну­шительный: 1228 граждан и 468 предприятий. Всем, кто попал в эти списки, запретили выводить активы, заниматься той или иной деятельностью, въезжать на территорию страны. Срок санкций также отличается – кому-то на год, кому- то бессрочно.

Указ Петра Порошенко поддержало множество нардепов: они считают, что благодаря использованию социальных сетей, российские спецслужбы могут вести про­паганду против Украины и с легкостью собирать инфор­мацию об украинцах.

Интересно то, что в указе президента четко прописано, что интернет-провайдерам запрещено предоставлять доступ к российским соци­альным сетям, но в докумен­те нет ни слова о том, что украинцам запрещено их использовать.

Обойти президентское вето не сложно – есть множество специальных программ и мобильных приложений, которые изменяют локацию устройства, которое вы используете для посещения социальной сети. Таким об­разом, техника «думает», что вы находитесь заграницей, скажем в Германии, и, соот­ветственно, можете посетить любой запретный ресурс. Это свидетельствует лишь о том, что глава украинского правительства подписал указ, не продумав, как его реали­зовать.

Отметим, что санкции распространяются только на российские социальные сети «ВКонтакте» и «Одно­классники», в то время как использование «Фейсбука» остается вполне легальным. Если власти действительно убеждены, что «Фейсбук» абсолютно чист от пропаган­ды, то спешим опровергнуть этот факт: набирая «ЛНР» или «ДНР» в поисковой строке соцсети, можно увидеть сотни групп и пу­бличных страниц, которые ежедневно транслируют новости.

Можно смело утверж­дать, что подписание данно­го указа сильно подкосило рейтинг гаранта. В стране уже готовят акции протеста – активисты хотят отсто­ять свое право свободно пользоваться любыми ин­тернет-ресурсами. Во Львове активисты и вовсе перешли к действиям, закидав магазин Roshen мусором…

Сам президент комменти­ровал свое решение после церемонии подписания безви­зового режима для Украины, которое состоялось 17 мая в Страсбурге. «Могу отметить, что сразу же после прекра­щения российской агрессии против Украины, сразу, когда последний российский солдат покинет суверенную и неза­висимую Украину, мы будем готовы к пересмотру этого решения», – заявил Петр По­рошенко.

Украинцы – имеют право выбора

Запрет на использование российских социальных сетей стал весомым поводом задуматься об отношении правительства к гражданам. Вариантов несколько – либо нам не доверяют, либо счита­ют стадом глупых животных, которые не в состоянии фильтровать контент.

В официальном заявлении Ин­тернет Ассоци­ации Украины указанно, что санкции, подписанные президентом, являются ничем иным как средством введения Интернет-цен­зуры. В тексте заявления также указанно, что Украина, как США, Япония и множество европейских стран, от­носится к государствам, где бизнес не несет ответствен­ности (ни юридической, ни моральной) за этический выбор потребителей.

«В странах, где государство обязывает рынок интернет коммуникаций блокировать доступ к ресурсам Сети, создают нормативные до­кументы, законы и порядок выполнения этих процедур, – поясняют в Интернет Ассо­циации. – Сегодня в Украине операторы и провайдеры Интернета руководствуются законом Украины про теле­коммуникации (№1280-IV от 18 ноября 2003 года), который обязывает операторов не вмешиваться в поток данных пользователей и запрещает блокировать доступ к каким либо ресурсам».

Интернет Ассоциация также поясняет, что даже в тех странах, где введена Ин­тернет-цензура, пользователи могут посещать «запретные» сайты, используя программ­ное обеспечение VPN, TOR, Proxy и др. Пользуясь этими сервисами люди фактически изменяют сетевые данные, что сильно усложняет либо делает невозможным рас­следование преступлений, сделанных при помощи Интернета.

«Единственное направле­ние, где Интернет-цензура эффективна – ограничение круга распространения информации среди пользо­вателей, которые использу­ют популярные источники информации и не желают настраивать программное обеспечение. Учитывая вышесказанное, мы склонны сделать вывод: введение ин­тернет-цензуры в Украине сделано для создания политической цензуры.

Как извест­но, многие средства массовой информации используют социальные сети для эффективно­го распространения новостей. Ежедневно тысячи пользователей читают новости именно в группах социальных сетей. Таким образом введение цензуры отразится на работе журналистов и сильно огра­ничит их законное право на «свободный сбор, обработку и распространение инфор­мации». Именно поэтому санкции гаранта вызвали негодование и в мировой общественности. Например, Кристиан Мир, руководи­тель немецкого отделения организации «Репортеры без границ» назвал указ прези­дента Украины «неприемле­мой атакой на свободу слова и свободу информации»:

– Социальные сети важны для свободы прессы, свободы слова и информации так как люди могут общаться и обмениваться мнениями в этих соцсетях. Поэтому мы осуждаем этот запрет как наступление на свободу слова и информации.

Удар малому бизнесу под дых

Накладывая санкции, президент больно ударил по деятельности активистов- общественников, малому и среднему бизнесу. Многие украинцы успешно использо­вали «ВКонтакте» и «Одно­классники» как площадку для работы: зарабатывали деньги на рекламе, продвигали свои товары и услуги. Учитывая нынешний уровень зарплат, такая подработка в Сети, могла приносить небольшой, но регулярный доход, кото­рый помогал сводить концы с концами. Конечно, владельцы групп предложили своим подписчикам альтернативу – аккаунты на «Фейсбуке», но львиную часть аудитории они, естественно, могут потерять.

Возникает вопрос: точно ли в Европу мы идем? В странах Европейского союза прави­тельство не только уважи­тельно относится к правам и свободам своих граждан. Возможно, поэтому люди там не выживают, а живут. Кстати Европейский союз прокомментировал санкции, введенные гарантом Консти­туции, и никак их не одобри­ли. В Европе отмечают, что такие решения президент принимать не может – это компетенция суда.

Источник