Беспредельный рейдерский захват партийной организации – именно так называют некоторые вчерашние депутаты и активисты каменского «Народного контроля» то, что сегодня происходит с данной организацией в Каменском.
Андрей Нестеренко, Дмитрий Щуковский и Александр Воронин – активисты Майдана, волонтеры, общественные деятели, которые стояли у истоков создания общественной организации «Народный контроль» в Каменском. В конце прошлого года все они открыто заявили о выходе из партийной организации. Однако свою общественную деятельность не прекращают. В декабре, 2016-го они провели собрание единомышленников, на котором утвердили статут и проголосовали за создание новой общественной организации «Сила громади розумного міста».
– Как получилось, что вы, являясь одними из организаторов создания «Народного контроля» в Каменском, первые же и покинули эту организацию?
Андрей Нестеренко:
– В 2014 году нами была создана общественная организация «Народный контроль». Она создавалась из общественных активистов и людей, которые представляли разные политические партии. Тогда «Свобода» очень настаивала, чтобы называлась эта общественная организация ГО «Майдан», но из-за того, что выходцев из общественной среды оказалось больше, чем из политической партии, мы выбрали другое название. Тогда же мы приняли решение о том, что будем поддерживать все требования, которые заявлял Майдан – абсолютная прозрачность власти, подконтрольность общественной среде, контроль общественной организации за действиями власти. Название говорит само за себя – народ контролирует власть. Тогда даже речь не шла о партии «Громадський рух «Народный контроль», мы просто создали общественную организацию.
Александр Воронин:
– Да, если поднять наши первые протоколы, то там даже не звучало, что мы хотим как-то участвовать в исполнительной власти. Максимум, что мы хотели – это одного депутата от какой-то партии в составе своей общественной организации.
– И когда вы решили участвовать в выборах?
Александр Воронин:
– Изначально нами было принято решение создать совершенно нейтральную общественную организацию, которая была бы не подконтрольна ни одной из существующих политических партий. А потом мы поняли, что нужно участвовать как депутаты в выборах – хочешь или не хочешь, нравится тебе это или не нравится, но в любом случае донести свои пожелания или изменить что-то в городе или в стране легче, только будучи депутатами. Без партии по закону идти на выборы нельзя, поэтому стали искать подходящую партию.
Дмитрий Щуковский:
– Долго и упорно мы пытались договориться с «Самопомощью». Даже приезжали Соболев с Кривенко, они сказали, что подумают. Но в итоге выяснилось, что мы им были не нужны и они нас не позвали на выборы. Потом Олег Барков по своим старым связям узнал, что создается партия, которая называется так же, как и наша общественная организация – «Народный контроль». Идеология партии нам понравилась и мы стройными рядами в эту партию влились.
Андрей Нестеренко:
– Так и договорились работать вместе, а потом оказалось, что через Олега Баркова просочилась информация Владимиру Дубинскому, и он перехватил инициативу. Барков организовал нам встречу. Обещал нам помощь при условии, если Олег Барков будет руководить избирательной кампанией. На тот момент не доверять Баркову у меня оснований не было. А потом события стали развиваться настолько стремительно, что я даже не понял, как все произошло.
– Почему сняли свою кандидатуру на выборах мэра?
Андрей Нестеренко:
– Мы все прекрасно понимали, что нужен человек, который будет представлять партию – кандидат на пост городского головы. Не знаю, по какой причине, но выбрали меня. А потом созывает Владимир Дубинский всех нас и говорит, что заказывали соцопрос, по результатам которого у «Народного контроля» узнаваемость 1,5%, а у Нестеренко – 1%. Настаивал, чтобы мы сняли кандидатуру. Мы согласились, решили, что на этих выборах потренируемся, посмотрим, а на следующих уже без всяких спонсоров будем подходить к выборам.
Но это был первый звоночек – я понял, что что-то тут не так. У меня много знакомых, в том числе и в Верховной Раде, они мне сказали, что эта услуга никогда не бывает бесплатной. Снятие кандидата, даже очень не рейтингового, стоит от 5000 до 10000 долларов. Потом Дубинский мне так и сказал: «Андрей, я тебя продал. Возьми 40 000 гривен себе на отдых». Я сказал: «Спасибо, я понял, что меня продали. А 40 000 оставьте себе или дайте Баркову, если не будет хватать на дальнейшее эффективное проведение предвыборной кампании». Для того, чтобы не повлиять на общий результат, тогда я это «глотнул». Потом он практически всем членам команды сказал, что я взял деньги.
– Когда вы получили хороший результат на местных выборах, как вы его восприняли, что почувствовали?
Андрей Нестеренко:
– Это был восторг! Все собрались в офисе, говорили о том, каким образом теперь мы будем действовать. Решили, что наши депутаты обязательно должны голосовать так, как решила вся команда. Думали, каким образом мы будем налаживать коммуникацию.
Александр Воронин:
– На тот момент 42 человека состояли в организации, и все они были готовы работать на энтузиазме. Тогда можно было те проблемы, о которых мы узнали в каждом округе, собрать воедино и работать над их решением. Мы говорили о конкретных людях, конкретных проблемах, предлагали создать стратегию, план, обсудить, куда мы движемся, чего хотим достичь. Нам нужно было стать депутатами, вот мы ими стали, что теперь мы будем делать? У нас уже есть свои люди в комиссии по ЖКХ, транспортной комиссии, теперь можно работать дальше.Я предлагаю этот вариант и – тут Максима (Беспальчука, – прим. ред.) как подменили. Он стал разговаривать как настоящий депутат – обо всем и не о чем одновременно. Уже потом мне стало известно, что существуют спонсоры, диктующие свои условия. Их на самом деле могло и не быть, потому что сумма, необходимая для выборов, могла быть собрана с членов нашей организации.
– То есть тогда вы и почувствовали, что избранные от «Народного контроля» депутаты уже не хотят работать с организацией «Народного контроля»?
Андрей Нестеренко:
– Для меня первый повод задуматься возник, когда меня стали всячески убеждать занять пост зама городского головы, ведь было настоятельное давление. Говорили, что в этой сфере можно показать результат, разобраться со всем, оптимизировать структуру работников и проследить, во что вкладывались деньги. Я говорил, что я в этой сфере не разбираюсь, я – предприниматель, в электричестве разбираюсь, а в гуманитарной сфере – нет. Мне сказали, что это политическая должность и самое главное, чтобы я знал за какие вожжи потянуть, чтобы лошадка поехала, а во всем остальном обещали помочь. В конечном итоге все эти обещания были помножены на 0. Меня просто бросили под паровоз и забыли, начали заниматься своими делами – а это «Горводоканал», «Теплосети» и весь департамент ЖКХ. Выключили меня из игры как депутата, завели более лояльного человека – Елену Демишеву, и остался один Иванченко, который еще мог как-то свою позицию отстаивать. Когда покидал пост заместителя, то был в замешательстве, потому что почувствовал давление на себя от членов своей же команды.
Дмитрий Щуковский:
– Так же Олег Барков хотел поступить и с Иванченко. Иванченко выдавливали уже давно, уж больно неудобен спонсорам – сам не ворует и другим не дает. Он не выдержал и написал заявление, но даже после этого прошло голосование, и его исключили из фракции. А кто голосовал? Голосовали неизвестные, специально подобранные новые люди, не имеющие понятия ни о Майдане, ни о волонтерском движении, зато удобные спонсорам. Я пытался найти хотя бы три отличия «Народного контроля» от «Партии регионов». Не нашел ни одного! С такой партией мне не по пути.
– Новые члены «Народного контроля»?
Андрей Нестеренко:
– Да, на самом деле произошел беспредельный рейдерский захват партийной организации. На этих, так называемых, политбюро выключили из числа голосующих Щуковского, Воронина, Залогу, Поповича и очень многих наших кандидатов. Мы пришли на политбюро, зачитывается коллегия – кандидатов в депутаты в списках уже просто нет. Было сказано, что потеряна база кандидатов, нужно восстановить, написать новое заявление. Я узнал, что никакая база нигде не слетала. Партбилеты получили неизвестные нам люди и голосовали как члены партии. Я хотел узнать в секретариате, у главы, что это за люди, мне эту информацию не дали.
– Тогда вы приняли решение, что нужно разрывать отношения с «Народным контролем»?
Андрей Нестеренко:
– Мне это решение далось непросто. Поддержал меня Иванченко, Алексей Попович, Наташа Жир, Александр Воронин, Дмитрий Щуковский. Я говорю, у нас есть «Народный контроль» – зарегистрированная общественная организация, давайте проведем общее собрание. Подготовили протоколы, нужные изменения, которые хотелось бы увидеть, и решили уходить в общественную среду. Тем более, что как раз вышел указ Президента о развитии гражданского общества в Украине. Некоторые города уже делегируют часть полномочий общественным организациям. Так, например, во Львове все праздничные мероприятия – культурно-массовые и спортивные проводят общественные организации соответствующего направления.
– Чем будет отличаться новая общественная организация «Сила громады розумного міста» от «Народного контроля»?
Александр Воронин:
– У партии был очень хороший лозунг изначально – «Заставим власть работать честно». По большому счету ничего не изменилось.
Андрей Нестеренко:
– Мы внесли изменения в статут, четко прописали план действий, что мы хотим изменить. Сюда же вписали защиту прав предпринимателей. Новый указ Президента дает полномочия нам действовать на уровне общественных организаций. Теперь любые три общественные организации могут письменно обратиться к горсовету или мэру для проведения любой общественной экспертизы, любого сделанного капремонта дорог и т.д. Например, мы знаем, что есть нарушения, тогда три общественные организации договариваются между собой и подают обращение. Горсовет обязан выделить финансирование на проведение независимой экспертизы. Если мы возьмемся за это, то будем контролировать, чтобы были приглашены действительно независимые эксперты.
– Не опасаетесь, что ваши бывшие однопартийцы, которые сегодня активно сотрудничают с властью, будут представлять ваши инициативы по какому-либо вопросу как месть?
Андрей Воронин:
– У нас вообще нет такой цели: кому-то мстить. Мы ещё во время Майдана выбрали свой путь, которому следуем и в настоящее время.
Андрей Нестеренко:
– Мы переизбрали руководство организации, открыто заявили о дате и месте проведения общего собрания, с целью приведения устава общественной организации в законную плоскость. Мы сделали все правильно: всех пригласили, все изменили, теперь будем действовать, менять город к лучшему.
– Кого вы видите своими союзниками сейчас – из общественных организаций или политических сил в горсовете?
Андрей Нестеренко:
– Все прогрессивные политические силы, общественные организации – «Голос природы», «Самопомощь», я думаю, будут поддерживать нас в определенных вопросах. Возможно, еще с кем-то будем работать, почему бы и нет, если наши идеи и мысли совпадают.
– Когда планируете начать активную работу?
Андрей Нестеренко:
– Она уже идет, сейчас готовим ряд информационных запросов, когда они будут готовы, то мы озвучим эту информацию, я думаю, что она будет интересна многим.
Дмитрий Щуковский:
– Наша миссия состоит в том, чтобы разбудить как можно больше людей. Чем больше людей поверят, что можно что-то изменить, что от них что-то зависит, тем больше будет в будущем вменяемых избирателей и, соответственно, депутатов.
Андрей Нестеренко, послесловие:
– В 2015 году я свято верил в то, что партия «Народный контроль» – это партия новой формации. Как тогда говорили: мы, журналисты, общественные активисты, воины АТО, волонтеры – это те люди, которые осознавая, что государство находится в опасности, объединились и пытались изменить саму систему. Лозунг был действительно замечательный, мы его все поддержали. Но, как оказалось, «Народный контроль» – это политический проект, которому не суждено было стать партией.
К большому сожалению, сработал тот замысел, который таился где-то кулуарно, ни я, ни мои коллеги не были в это полностью посвящены. Я так понимаю, что с момента проведения избирательной кампании, когда нам помогли деньгами спонсоры, тогда уже был четко разработан план действий и этот план не совпадал с нашим.
В самом начале, когда меня поставили перед фактом, что я должен каким-то образом замкнуть на них (спонсоров – прим.ред.) цепь поставки продуктов в садики и школы, я уже тогда призадумался, но не знал, с кем поговорить по этому поводу. И принял решение уйти, когда у нас было расширенное заседание фракции и присутствовали те люди, которые участвовали в предвыборной кампании. Наверное, не смог донести правильно свои мысли, ту информацию, которой я владел, но я не увидел большинства в свою поддержку.
Потом события начали развиваться лавинообразно: этот ком возмущения и негодования, непонятных поступков (некоторых представителей «Народного контроля» – прим.ред.) уже был виден всем. В конечном итоге, мы потихонечку отошли, дабы не вымазаться в это. Все люди, которые не хотели, чтобы их честное имя было каким-то образом запятнано. Уверен, что ни один человек, сидящий здесь, не брал ни копейки у Владимира Дубинского. А если мы ничего не брали, значит, мы ему ничего не должны, и вправе распоряжаться дальше своими судьбами так, как хотим.
Александр Воронин Родился 22 августа 1974 года в Днепродзержинске. Образование-высшее. Работал фельдшером на станции скорой помощи Днепродзержинска. С 2005 года частный предприниматель, собственник Садового центра «Дворик». |
Андрей Нестеренко Родился 14 ноября 1974 г. в Днепродзержинске. Образование – высшее. Работал инженером по обеспечению в ООО «Система-М», завскладом в ООО «Украгропром». С 2001 г. – частный предприниматель. |
Дмитрий Щуковский Родился 15 августа 1969 г. в Днепродзержинске. Образование – высшее. С 1990 по 1994 гг. работал на ДМК слесарем-ремонтником. С 1999 г. частный предприниматель. С 2010 г. возглавляет Днепропетровское областное общественное объединение «Краще разом». |
Комментарии депутатов
Депутаты из фракции «Народный контроль» отказались комментировать внутренний конфликт, который возник в каменской ячейке партии после выборов в городской совет в 2015-м году. Основной аргумент – нежелание выносить сор из избы. Вопрос о возможном спонсоре каменского «Народного контроля» остался без ответа.
Максим Беспальчук, депутат горсовета, руководитель фракции «Народный контроль»: – Каждый делает свой выбор самостоятельно. У нас сегодня нет никаких внутренних конфликтов. Если кто-то принял какое-то решение – это их выбор. А мы продолжаем работать дальше. У нас есть сплоченная команда. Если кто-то принял решение вести свой личный, собственный проект – мы никак не можем быть против. Такое решение – справедливый и свободный выбор любого человека. Это все, что я могу сказать по этому поводу. |
Анна Торишняя, депутат горсовета (фракция «Народный контроль»): – У нас сплоченная команда как была, так и осталась. То, что некоторые люди ушли из «Народного контроля», то это их выбор, личные взгляды на свою дальнейшую судьбу. Кто-то – командный игрок, кто-то – не командный игрок – это личное дело каждого. Я не считаю правильным обсуждать своих бывших коллег, их мотивы, и то, что они сказали – это их право, как объяснить или оправдать свои поступки. Поэтому комментировать причины их ухода я не буду. Команда «Народного контроля» продолжает работать: кто-то ушел, а кто-то пришел. У нас добавляются новые люди – молодые, активные, с которыми мы продолжаем работать. |
ХРОНИКА
2 октября 2015 года в Днепродзержинске состоялась презентация городской политической партии «Громадський Рух «Народний контроль». Тогда лидер местной организации Максим Беспальчук говорил об объединении общественников, участии в массовых акциях времен Майдана, волонтерской работе, борьбе с «маршрутной мафией» и многих других инициативах.
4 ноября 2015 года по результатам местных выборов, партия «Общественное движение «Народный контроль» прошла в горсовет Днепродзержинска, набрав 8,16% голосов избирателей. Местный горизбирком утвердил список новоизбранных депутатов горсовета, куда вошли Максим Беспальчук, Андрей Иванченко, Анна Торишняя и Андрей Нестеренко.
В декабре 2015 года произошли первые изменения во фракции «Народного контроля». Вместо утвержденного в должности вице-мэра Андрея Нестеренко депутатское удостоверение получила Елена Демишева. Ана сессии горсовета депутаты проголосовали за новый состав горисполкома. От «Народного контроля» туда вошел Олег Барков.
2 июля 2016 года, заммэра по вопросам деятельности исполнительных органов горсовета в сфере образования, культуры, физкультуры и спорта, молодежной политики Андрей Нестеренко покинул свой пост. Как сообщила тогда управляющая делами горисполкома Татьяна Завгородняя, чиновник написал заявление об увольнении по соглашению сторон. Сам Нестеренко прокомментировал свой уход на странице в Facebook: «Я не зганьбився! Я не відступився від принципів. Я не потрапив у залежність. Я отримав величезний досвід. В мене є послідовники і є підтримка. Є цікаві пропозиції. У НАС є майбутнє»!
16 декабря 2016 года на сессии горсовета местные депутаты поддержали инициативу депутата Андрея Иванченко и проголосовали единогласно за недоверие руководству каменского управления ПАО «Днепропетровскгаз».
23 декабря 2016 года состоялась внеочередная сессия горсовета, на которой Андрей Белоусов зачитал ряд законов, согласно которым выражать недоверие было неправомерно. Депутаты переголосовали о выражении недоверия руководству «Горгаза» и предыдущее решение утратило свою силу. В этот же день городской голова обрушился с критикой на депутата Иванченко, отметив, что благодаря ему горожане могли остаться без газа. А фракция «Народный контроль» сообщила, что теперь в их составе, в связи с выходом Андрея Иванченко, 3 человека.
30 января 2016 года внефракционныйдепутат горсовета Олег Нагорный инициировал народное собрание для сбора подписей за отзыв депутата Андрея Иванченко. В итоге, в театре собралось много сторонников Иванченко. После продолжительных баталий, подписи для отзыва все-таки собрали, только мандата решили лишить самого Олега Нагорного, а вместе с ним и еще одного внефракционного депутата Владимира Бабенко.
27 февраля 2016 года состоялось заседание территориально-избирательной комиссии (ТИК), на котором рассмотрели вопрос отзыва депутатов горсовета. Председатель горизбиркома Анатолий Московчук отметил, что на данный момент ТИК готовит постановление о прекращении процедуры отзыва депутатов Иванченко, Нагорного и Бабенко. Причиной послужило то, что представители инициативных групп по отзыву данных депутатов не предоставили в положенный срок подписные листы.