Глава украинского государства Владимир Зеленский в Иерусалиме провёл встречу с израильским премьером Биньямином Нетаньяху. Они обговорили вопросы политического и экономического сотрудничества наших стран. Кроме этого, уже менее официально, но предельно откровенно Владимир Зеленский рассказал собеседнику об историях украинских евреев, в том числе – своей семьи. С подробностями знакомит читателей Информ-UA.
Как сообщает пресс-служба офиса президента, в ходе встречи Зеленский и Нетаньяху отметили большой потенциал стран для реализации дальнейшего сотрудничества, в том числе – инвестиционного. Глава нашего государства уделил большое внимание ситуации, связанной с частыми отказами во въезде в Израиль для граждан Украины. Он отметил, что решение данного вопроса нельзя затягивать.
В разрезе разговора о Холокосте и общности судеб евреев многих стран, Владимир Зеленский, перед официальной частью встречи, рассказал премьер-министру Израиля о гражданах Украины, которые, рискуя своими жизнями, спасали во время нацистской оккупации жителей нашей страны еврейской национальности и поделился личным.
Это было три истории, о Холокосте, о годах Второй мировой войны, которые он оставил на память Израилю.
Первая из них – о крымской татарке Саиде Арифововой, которая не побоялась последствий и спасла 88 евреев в годы оккупации нацистами Украины. Она спасала своих соседей, выдавая их под угрозой расстрела за представителей караимов (немногочисленная этническая группа).
Другую семью евреев она смогла вывезти и надёжно спрятать в одном из глухих Бахчисарайских сёл. Кроме этого, она спасла множество детей. Будучи заведующей крымским детсадом, она «переименовала» еврейских деток, дав им татарские имена, научила их нескольким словам на татарском языке и защитила от расправы эсесовцев. При этом она, женщина мусульманской веры, сумела оформить на своих воспитанников новые метрики и медсправки.
Вторая история касалась священника одной из греко-католических церквей Емельяна Ковча. Он был узником нацистского концентрационного лагеря. Его имя, как и имена других угнанных из Украины людей было заменено номером.
Он мог освободиться гораздо раньше других узников, но отказался, ибо видел смыслом своей жизни в помощи тем людям, которые, по сути, попали в ад на Земле. Он остался вместе с остальными узниками, чтобы хоть чуть-чуть облегчить их мучительные страдания. Ковч исповедовал и причащал и крестил людей, как это было ещё на воле, когда он спасал евреев, выдав им больше шестисот свидетельств о крещении. Священник был сопричастен к людскому горю и даже то, что дома его ждали шестеро детей, не убедило его покинуть досрочно лагерь.
Зеленский сказал, что рассказал эти истории не зря. Все они доказывают, что ничто – ни национальность, ни религиозные взгляды, ни пол и возраст человека не имеют значения, когда в человеке бьётся сердце, наполненное добротой. Это движет людьми в противостоянии с любым злом, какого бы масштаба оно ни было, отметил наш президент.
Едва сдерживая свои эмоции, Зеленский поведал о трагической судьбе членов своей семьи. У его дедушки было три брата и родители. Но выжил только он, так как остальные стали жертвами Холокоста – они были все расстреляны нацистскими оккупантами.
Дед Зеленского в это время был на фронте, где бился с фашистами. Из всей большой семьи он единственный смог выжить. После победы, рассказал президент, на свет появился его сын. А ещё через годы – внук. Глава нашего государства, обращаясь к Нетаньяху сказал, что тот маленький мальчик сейчас, спустя сорок лет, стоит перед ним.
Беньямин Нетаньяху был очень тронут рассказом и поблагодарил президента Украины за трогательные истории, а также – весь украинский народ, который всегда отличался своими добродетелями и дружеским отношением к евреям.
]]>