Усилить наказание за домашнее насилие в Каменском будет непросто

С начала года в Каменском проходит профилактическая акция по предотвращению насилия в семье и противодействию торговли людьми. Молодежи города в виде лекций рассказывали об этих проблемах и показывали информационные видеоролики. Пытаются решать проблему домашнего насилия и на законодательном уровне. Еще в ноябре 2016 года народные депутаты приняли проект закона об увеличении наказания за домашнее насилие. Когда его примут, у правоохранителей появится возможность не только наказать обидчика общественными работами, но и выселить его, и даже посадить в тюрьму. Правда, в нашем городе осуществить такие планы будет нелегко.

Семейное насилие – беда постоянная

Средства массовой информации Каменского довольно часто публикуют информацию о ссорах домочадцев, которые приводят к трагедии. Достаточно вспомнить, как в ноябре прошлого года на улице 9 Мая произошло зверское убийство: сожитель нанес своей возлюбленной 60 ножевых ранений, и просидел сутки возле ее трупа, пока его не обнаружила полиция.

Не менее ужасным было преступление в декабре прошлого года, когда внук пытался изгнать беса из своей бабушки, и вонзил ей в половой орган деревянную палку, длиною 15 см.

Также был случай, когда в Пятихатках мать обвинила своих детей в краже, и устроила им своеобразный допрос: зажгла газовую колонку и поочередно держала их руки над огнем. Испуганные дети в этот же день сбежали из дома.

Таких примеров домашнего насилия достаточно много, правда, инкриминируются они по более тяжким статьям уже Уголовного кодекса.

Страдают, в основном, женщины

20 ноября 2016 года народные депутаты приняли за основу два законопроекта об усилении наказания за домашнее насилие (№№ 5294, 4952). Утверждение этих законов входит в положения Европейской хартии, которую выполняет Украина, поэтому нововведения должны вступить в силу в ближайшее время. Законопроекты предполагают множество изменений: усилить наказание, вплоть до тюремного заключения, внедрить программу для обидчиков, запретить жить на одной территории и др.

Вот только в нашем городе выполнить некоторые из этих изменений пока не получится. Почему? Рассказал начальник сектора превенции Южного отделения полиции Александр Дворянчук.

– В объяснительной записке к проектам законов пишут, что нынешнее законодательство несовершенно в отношении мужчин и женщин. Как вы считаете, это действительно так?

– Действительно. У нас не предусмотрена максимальная защита жертвы. На Западе, например, в семейно-бытовой сфере существует определенная юридическая практика, временно ограничивать от какого – либо общения, временного совместного проживания, жертвы и лица которое совершило насилие. У них для этого работают специальные государственные программы. Они предусматривают создание общественных организаций в виде коррекционных центров, куда жертва насилия может обратиться со своей проблемой и пожить там даже некоторое время. В Киеве уже организованы такие коррекционные центры. В результате, там и с жертвой, и с обидчиком психологи проводят специальную работу: изучается причина семейных скандалов, чтобы решить проблемы и вернуть семью к нормальной полноценной жизни. В нашем же городе пока только говорят о создании таких центров.

– Кто в нашем городе, в основном, страдает от домашнего насилия?

– От домашнего насилия страдают, в основном, женщины и дети. Только в Южном районе Каменского на учете стоит 92 мужчины, которые совершили насилие, и 13 женщин. Дети на родителей не жалуются, с жалобой могут разве что прийти бабушки или дедушки. Чаще всего родители скрывают, что ребенок присутствовал во время скандала.

Нет денег – есть проблемы

– Из-за чего некогда любимые и самые близкие люди переступают черту дозволенного?

– В 95% все начинается с экономического фактора: не хватает средств на проживание, нет работы, либо маленький заработок, возникают ссоры, скандалы, драки. Ментальность наших женщин такова, что они боятся остаться одной, а супруг или сожитель, в свою очередь, пугает, что, если она обратиться в полицию, то его заберут. Хотя задержать его могут максимум на три часа для составления протокола об административном правонарушении, потом отпускают. После этого он может еще больше обозлиться и продолжать распускать руки. В законодательстве хотят внести изменения, чтобы задерживали на сутки, думаю, это было бы лучше. За это время человек может отрезветь и понять свою ошибку. Думаю, после такого сократились бы случаи повторного насилия. И человек, против которого оно было совершено, мог бы чувствовать себя увереннее и защищеннее. Но для того, чтобы это сделать, в отделениях полиции должны быть изоляторы временного содержания, которых в нашем городе вообще нет. Поэтому, даже если такой закон примут, выполнить его пока будет проблематично из-за того, что ближайший изолятор временного содержания находится в Днепре.

– Как наказывают обидчиков и защищают обиженных?

– Все остается на уровне законодательства, которое приняли в 2001 году. Есть факт насилия, зарегистрировали, передали материал участковому, а он, по необходимости, составляет протокол об административном правонарушении, либо собирает материал на привлечение к уголовной ответственности, в зависимости от вида и тяжести насилия. Но, как правило, составление протоколов или привлечение к уголовной ответственности, только озлобляет тех, кто совершает насилие в семье. И с обидчиками и жертвой должны работать специалисты из коррекционных центров, которых у нас нет.

– Проводится ли какая-то профилактика домашнего насилия?

– Пока все, что предусмотрено – это ежемесячный визит к обидчику участкового. Опять же законом не предусмотрено, чтобы человек, совершивший насилие в семье, сам приходил в полицию для профилактической работы. Поэтому, иногда бывает проблематично пообщаться с обидчиком из-за того, что он может быть на работе, в телефонном режиме на контакт никто не выходит или вообще двери в дом никто не открывает.

Под любой закон нужен бюджет

– Бывает такое, что в семье возникают скандалы, драки, кто-то из супругов вызывает полицию, но к ее приезду семья успокаивается и не хочет никакого вмешательства правоохранителей? Как поступаете в таких случаях?

– В нашем городе из 100% вызовов, связанных с домашним насилием, 30% – ложных. В таких случаях мы должны составлять протокол за ложный вызов. Но если есть факт скандала, да еще и рукоприкладства, с обидчиком проводится беседа, составляются протоколы об административном правонарушении, либо собирается материал с перспективой на возбуждение уголовного производства за причинение телесных повреждений в зависимости от степени.

– Депутаты хотят внести множество изменений. Как вы думаете, можно ли их воплотить в нашем городе?

– Под любой закон нужен бюджет, чтобы была возможность реализовать задуманное. А пока жертва насилия вынуждена жить с обидчиком, который понимает, что если она не ушла, значит можно продолжать гнет. Законодательством сегодня не предусмотрено наказывать обидчика по всей строгости, а значит, проблема остается открытой. Должно быть адекватное наказание, человек который совершил насилие в семье должен осознать, что жертва насилия в этом случае может быть ограждена от какого-либо общения с ним. То есть жить независимо от этого человека и при этом быть защищенной государством. Люди могли бы подумать, осознать, нужна ли вообще такая жизнь. Но снова же, это все должно быть продумано на законодательном уровне.

По «кусту» (Каменское и Криничанский район) на учете состоят 388 человек, совершивших насилие в семье, из них 350 – мужчины, 38 – женщины.

Источник