Каменской режиссер Борис Рева «Я плачу, когда вижу, что режиссер и актер добиваются общей высокой цели»

Ряды режиссеров каменского театра пополнил молодой Борис Рева, приехавший из Павлограда. Сейчас он ставит в нашем театре романтическую мелодраму «Последняя женщина сеньора Хуана». «5692» решил познакомить наших читателей с новым режиссером, и узнать о его творческой жизни. – Как попали в наш театр? – Я родился в мире театра. Сам я из Павлограда. Все мое детство прошло в павлоградском театре им. Б.Захавы, который создал мой отец и, руководит им по сей день. Этот театр вырос из студии, в которой и проходило мое детство. Хотя, в театр я попал не по своей воле. Мама была заведующей отделом культуры павлоградского района, папа – заслуженный деятель искусств Украины. Они для меня всегда были большими авторитетами. Все, что они делали – впитывал. До 9-го класса мечтал стать художником. Потом понял, что это очень сложно, и решил заняться тем, что мне больше знакомо – театр. Оказалось, что это еще сложнее. Но, интерес к процессу возрастал. Будучи студийцем, участвовал в спектаклях, а потом поступил в Днепропетровский театрально-художественный колледж на актерский факультет. После этого я не планировал продолжать обучение. Но, когда был в Киеве, родители попросили узнать, условия приема в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. Оказалось, что нужно было пройти прослушивание. Я его прошел. А еще узнал, что руководителем курса будет известный режиссер, театральный деятель и народный артист Украины Эдуард Митницкий. И тогда я просто загорелся, но, учеба была жесткая. На третьем курсе к нам на учебу пришел мой хороший друг Александр Варун (режиссер-постановщик каменского театра, – прим. ред). Знакомство переросло в хорошую дружбу. Часто за советом обращаюсь именно к нему. – Расскажите о своих предыдущих работах. – Когда закончил колледж, поступил на службу в павлоградский театр им. Б.Захавы. Там взял на себя студию, преподавал основы актерского мастерства, сценическую речь. Заочно учился на режиссуре в университете. И вот девять месяцев назад мне позвонил Саша Варун, и сказал: «Боря, а ты не хочешь в нашем театре что-нибудь поставить?» Первое время была паника, как так, уеду из своего города. Но, подкупило то, что с каменским театром я уже был знаком, видел ранее его спектакли, которые оставили в памяти очень приятное послевкусие. И здесь работают Сергей Чулков и Александр Варун. Чулков – единственный человек, которого я приравниваю к уровню моего отца, уважаю и слушаю каждое его слово. Тот опыт которым он делится на репетиции, тот заряд энергии, те правила и знания, что он передает всем участникам процесса – абсолютно бесценны. – Почему выбрали «Последнюю женщину сеньора Хуана»? И чем постановка будет отличаться от пьесы? – Сама пьеса – одна из лучших, которые я вообще знаю. Это потрясающая тема, это философский спектакль, это трагикомедия, тут можно копаться, нырнуть в психологию, и, увидеть там что-то новое. Мне тяжело ее ставить. В свои тридцать лет, я ставлю о жизни 50-летнего человека, причем, непростого человека, которого преследуют слава, известность, от которой он бежит. Но при этом, он – мыслитель, всю жизнь борется с несовершенством этого мира. Конечно, спектакль немного будет отличаться от пьесы. Нельзя поставить одну и ту же пьесу одинаково. Во-первых, опыт, во-вторых, от актеров много зависит.    – Пьеса Леонида Жуховицкого «Последняя женщина сеньора Хуана» считается его  лучшей работой. А для вас этот спектакль станет лучшей работой? – Если получится – конечно. Это моя первая работа в таком серьезном профессиональном театре. Театр Б.Е.Захавы вырос из студии, там даже нет работников сцены, один костюмер, коллектив очень маленький. Это театр, который живет уже 43 года, и который постоянно создают сами люди. Когда мы ставили спектакли, то мы сами устанавливали декорации, потому что кроме нас это некому было делать. А тут совершенно другая обстановка – это профессиональный театр, один из лучших в Украине. Здесь есть все то, что должно быть в нормальном театре. – Легко ли находить общий язык с актерами, особенно с теми, кто на своих ролях уже «собаку съел»? – Нет,  нелегко. Тем более мне, человеку молодому. Это достаточно трудно, хотя я стараюсь. Режиссер должен создать атмосферу, удержать ее. Смысл в том, чтобы мы все выполняли одну задачу, имели общую цель. С другой стороны, режиссер как придирчивый зритель, должен говорить о недостатках постоянно. Ведь актеры эмоциональны, каждый имеет свою природу и по-своему все понимает, не видя себя и целосной картины со стороны. – Когда вы смотрите спектакли, как зритель, у вас не возникает чувства, что-то поменять, или в таких моментах вы стараетесь выключать свои профессиональные навыки? – Чему-то учишься на других спектаклях, какие-то вещи становятся открытием, находишь идеи, до которых ты не мог додуматься. Но, на хорошем спектакле я отключаюсь. Я всегда плачу, когда вижу, что режиссер и актер добиваются общей высокой цели, когда вижу правду на сцене, когда талантливо. – На комедиях тоже плачете? – Комедии бывают разные. Заставить людей плакать от смеха – великое мастерство. Кода учился в Киеве, смотрел много работ молодых режиссеров. Они все делали с современным подходом, пластически ребята добивались какой-то сложновыполнимой формы. Но, по сути ничего, кроме формы, там не было. Было много придумок, лишних движений, как калейдоскоп. И в этот же период, попал на спектакль в киевский театр им. Франко, где играл Богдан Ступка Тевье Тевеля .Это было потрясение –  вышел артист, и просто стоял на месте, говорил текст до такой степени прочувствовав его и сделав своим,современныйм, актуальным сейчас, что зал просто от смеха валился под лавки. Он стоял на месте, говорил нам же о нас, а у мы смеялись и унас текли слезы и жовты болели – настолько это было здорово. – Как вы распознаете «своих» актеров? Нашли ли в нашем театре таких? – Нет. Такого быть не должно. С детства тянулся к талантливым людям. Когда ты начинаешь всерьез любить человека, то ничего хорошего из этого не выходит. Мой отец, как мне казалось, в детстве меня вообще не любил. Он не давал мне какой-то свободы как-то думать неправильно, что-то делать неправильно. И когда мне исполнилось около 20 лет, я понял, что он меня очень любил, берег. А если бы я был его любимчиком, я бы испортился и не работал бы сейчас в театре. – Кого предпочитаете из современных авторов? И что бы хотели поставить? – Анна Яблонская, Михаил Хейфец. Есть у меня идеи на счет их произведений. – Кто ваш зритель? Это человек, который… – Это все. Простой рабочий может быть намного умнее, и интеллектуально развитее, чем человек, занимающий какой-то высокий пост и наоборот. Все люди разные и хорошо когда все на своих местах. Это относится и к режиссерам, и актерам. Есть люди, которые не должны этим заниматься. И я боюсь, что когда-то отнесу себя к этому числу. Поэтому, стараюсь учиться, слушать. – Какие работы в проекте? – Планы есть, но о них говорить нельзя. Даже сейчас я говорю про «Последнюю женщину сеньора Хуана», но мы еще лепим спектакль. И как любое строительство, ты всегда переживаешь до самого конца, получится, или не получится. Пока есть только надежда и вера. – Чем любите заниматься в свободное от театра время? – Свободного времени особо нет. Люблю бокс, футбол, рисовать, занимаюсь спортом. Отец мой сам обустраивал  наш дом, любит работать с деревом. Я перенимал у него это дело. Когда есть свободные минуты, что-то сооружаю из дерева. Лавочку родителям делал, полочки, шкафчики. Хотя, давно уже таким не занимался. 

Источник