Один из немногих исторических памятников города – Дом с колоннами на улице Институтской, 2, в народе называемый домом Сокола, – уже десятки лет ждет капитального ремонта. Но до 2017 года коммунальщики и городская власть лишь «кормили» людей обещаниями и отписками. И вот, наконец-то, жильцы дождались, что на их дом обратили внимание.
"Дом Сокола" уже не тот
После трагедии, которая произошла 8 марта на проспекте Гимназическом, 53, коммунальщики начали в срочном порядке осматривать ветхие дома, чтобы убрать опасные элементы. Добрались и до дома с колоннами по улице Институтской, 2, в народе называемый дом Сокола. Там 14 марта представители ЖКХ провели рабочее совещание, чтобы осмотреть опасные элементы. Дом был построен еще в 1915 году для представителей администрации Днепровского комбината. Его спроектировал инженер и архитектор Алексей Яковлевич Сокол, автор первого памятника «Прометей». Таких зданий, как дом Сокола, всего два: в нашем городе, и в Санкт-Петербурге, где расположено французское посольство. За сто лет здание в Каменском потеряло свой некогда шикарный вид.
– Этот дом всегда называли дворцом, он был такой красивый, что не передать словами, – рассказывает жительница дома Татьяна Борисовна. – Персикового цвета, с белой окантовкой, белыми колонами, все любовались этим домом. До 1990 года он был в ведении ДМК, потом его отдали городу. С тех пор его ни разу не ремонтировали.
Сейчас дом выглядит как после бомбежки: фасад сыплется и весь в трещинах, крыши текут, а возле дома лежат груды камней.
– В феврале 2012 года на пешеходный тротуар рухнуло потолочное перекрытие: металлическая конструкция, длиною 4 метра, – рассказывает Татьяна Борисовна. – Хорошо, что это случилось ночью, и никого не убило. Звонила тогда в ЖЭК, ругалась, приехали работники, забрали ее, и отвезли на металлолом. Оградили дом лентой, где-то на два-три месяца. И все.
Жители говорят, что еще в 1998 году коммунальщики запретили людям пользоваться балконами и даже сняли их с общей площади квартиры. По словам жильцов, сейчас даже домашние питомцы боятся выходить на балконы. В одной из квартир на стене образовалась огромная трещина. Жильцы говорят, что это из-за того, что дом проседает. Некоторые жители дома сделали ремонт в квартирах своими силами, у остальных – нет на это средств. Возмущенные жители показали журналистам кучу заявлений, где в разное время после передачи дома на баланс города, просили городские власти обратить внимание на аварийное состояние здания. В 2012 году власти отвечали, что нет денег. В 2013 году – что предусмотрена разработка проектной документации на капитальный ремонт фасада, которая, видимо, так и осталась на стадии разработки. В 2015 году жители снова напомнили о своих проблемах в очередном заявлении, но и на эти просьбы никто не обратил внимания. После трагедии на Гимназическом проспекте, посмотреть на разваливающийся дом Сокола приехала целая делегация из представителей департамента ЖКХ и инженеров, которые будут делать проект по спасению дома.
Ручная работа
По словам Андрея Карпуся, заместителя директора департамента ЖКХ и строительства, в этом году предусмотрен капитальный ремонт кровли и фасада дома на Институтской, 2, но для начала необходимо снять опасные элементы, дабы не допустить трагедии, а также сделать проектную документацию.
– Нужно сделать так, чтобы до капитального ремонта на голову никому ничего не упало, – сказал Карпусь. – Для того, чтобы провести капремонт, необходимо сделать проект. Когда он будет готов, его рассмотрит «Инвест-Экспертиза» – государственная организация, которая проверяет правильность выполнения проектов. После этого будет решено, сколько это стоит. Когда будут деньги – его восстановят.
Такое заявление вызвало бурю возмущений у жителей: мол, начнут оббивать стены, дом вообще может рухнуть. Разочарованные жильцы даже предлагали просто его оградить, и пусть рушится дальше. К тому же были предположения, что этот дом – памятник архитектуры, а значит, требует другой технологии восстановления. На это представители ЖКХ ответили, что дом Сокола – памятник истории местного значения.
– Цели разрушить дом – нет, – говорит Карпусь. – Если бить нельзя, то хотя бы нужно снять руками то, что висит, чтобы оно не упало никому на голову. Нужно до капитального ремонта убрать все опасные элементы.
Из истории
Строительство дома по улице Институтской, 2 началось в 1914 году по проекту инженера Алексея Сокола. Через год дом сдали в эксплуатацию. В то время этот красивый, с необычной планировкой дом был гостиницей для иностранных специалистов. В доме 24 квартиры, в каждой по три комнаты: гостиная, спальня, кабинет. Кухня, кладовая, санузел расположены у «черного хода», которым пользовались для выхода во двор или к ванным и прачечным помещениям в полуподвале. На чердаке были помещения для сушки белья. В комнаты заходили через парадный ход и переднюю. Дверь в подъезд – дубовая с красивыми узорчатыми решетками сохранилась до сих пор, хоть и потеряла былой вид. Фасад дома был украшен колоннами с изящными капителями, которые сбили еще в 60-е годы. Обогревался дом паровым отоплением от автономной кочегарки. Пол и плиты в кухнях были паркетные, из дубовых брусков. На всех этажах есть балконы. Под домом – удобные вместительные подвалы, а в некогда ухоженном дворе – двухъярусные погреба с отсеками для каждой семьи. Сначала в доме жили иностранные специалисты, потом семьи инженерно-технического состава металлургического завода и городской интеллигенции.
После революции в доме тоже жили, в основном, представители интеллигенции. За 102 года дом сильно изменился. И не только снаружи, но и внутри: в нем постоянно что-то переделывали, забывая об эстетике. Ванные, расположенные в нижней части дома (чтобы в квартире было поменьше испарений), перекочевали в кухни. Некоторые квартиры перестроили в четырех- или двухкомнатные. Из передней некоторые жильцы сделали кухню, а из кладовой – туалет, поменяли окна и полы, «черные ходы» забили. Но, несмотря на переделки, остались квартиры, которые напоминают еще те – дореволюционные времена.
Так, например, в первом подъезде на втором этаже в квартире №17 остались старинная парадная и межкомнатные двери, окна, паркетные полы. В самом подъезде на третьем этаже еще сохранились элементы лепки, и старинные витражные окна, теперь уже засыпанные пылью.
– Боковые части стен в подъездах когда-то были мраморные, – рассказывает жительница дома Татьяна Борисовна. – Но в советские времена их замазали краской. Также здесь были белые ангелы, но их тоже убрали, якобы, из-за религиозных мотивов.
Теперь стены в подъездах наполовину серые, и на них наклеена табличка с просьбой не плевать на лестничную клетку, что, вероятнее всего, свидетельствует о культуре некоторых жильцов дома.
Мнение
Любовь Алексеевская, краевед, член Национального союза журналистов Украины и городского краеведческого общества «Каменское – Днепродзержинск»:
– Еще с 2012 года жители дома и наше краеведческое общество обращались к властям с требованием отреставрировать дом, так как он имеет историческо-архитектурную ценность. Но ничего так и не было сделано. Наконец-то сейчас что-то начали делать. Стоит отметить, что 30 лет назад на улице Сыровца произошла трагедия – на мужчину упал кусок фасада. После этого власти решили обить опасные элементы на некоторых домах города. Тогда дом Сокола сильно пострадал: его начали обивать и пошли трещины. Поэтому сейчас люди запаниковали, боятся, чтобы не получилось, как раньше. Поэтому необходимо обратиться ко всем специалистам нашего города: в управление градостроительства и архитектуры, департамент ЖКХ, институт градостроительства, к архитектору Александру Чегорке, скульптору Гарнику Хачатряну, чтобы они сделали профессиональную оценку дома, и приняли решение, как его реставрировать. Нужно только экспертное мнение, чтобы дом не потерял свою внешность, и не пострадал еще больше.
Любовь Алексеевская