В последний день марта 2020 года народные депутаты приняли закон, открывающий рынок земли в Украине. Скоро будет рассмотрен проект о двойном гражданстве и бытует мнение, будто второй закон примут ради первого, поскольку покупать украинскую землю могут только наши соотечественники. Иностранцы смогут приобрести украинский чернозём в двух случаях – если граждане Украины во время референдума согласятся передать право скупать землю чужакам, или же, если в нашей стране будет принят закон о двойном гражданстве. Об этом рассказывает Информ-UA.
31 марта 2020 года стал знаменательным днём для Украины, поскольку 259 народных депутатов (при минимуме в 226 голосов) проголосовали за закон об открытии рынка земли. Над тем, чтобы его принять, парламентарии трудились без перерывов на протяжении восьми часов. Данный день стал, как считают фермеры, роковым для Украины, но вот депутаты придерживаются абсолютно другого мнения на этот счёт.
Ярослав Гришин, депутат Запорожского областного совета, директор "Международной юридической фирмы "Ярослав Гришин и партнёры" рассказал, что всего до 31 марта в мире существовало 6 государств, в которых действовал запрет на покупку-продажу земель сельхозназначения. Это КНДР, Таджикистан, ДР Конго, Венесуэла, Куба и Украина. Но в последний день марта 2020-го ситуация изменилась, ведь из этого "клуба" вышла Украина, приняв необходимый закон.
Согласно закону, украинские земли будут доступны к продаже только с 1 июля 2021 года, поскольку он предусматривает отсрочку при введении его в действие. Приобретать земли могут только граждане Украины (физлица), юридические лица (без иностранных участников), ОТГ и государство. Для финансовых учреждений немного другие требования.
Банки могут стать владельцем земли только в том случае, если участок достался им как залоговое имущество по непогашенному кредиту. Такие участки финучреждения обязаны продать в течение двух лет после получения права собственности на земельных торгах,
– рассказывает адвокат Ярослав Гришин.
Тем, кто не является гражданином Украины, включая иностранные компании, запрещено приобретать нашу землю. Но, напомним, этот вопрос планируют выдвинуть на всеукраинский референдум, и уже народ Украины будет самостоятельно решать дальнейшую судьбу чернозёма:
Иностранцам и иностранным компаниям владеть украинской землёй и компаниям, которые являются аграрными землевладельцами, запрещено до проведения референдума по этому вопросу.
Естественно, что в законе прописано о том, какая площадь земли может быть передана в одни руки (включая, например, участников одного предприятия) – тут речь идёт про 10 тысяч гектар, не более. До первого дня 2024 года установлен лимит на владение землёй в одни руки – он составляет 100 гектар, причём правом приобретения земельного участка владеют исключительно физические лица, – акцент на этом делает наш эксперт.
В целом, факт того, что Украина отказалась от моратория на землю, Ярослав Гришин оценивает положительно. По мнению эксперта, это позволит нашему государству расти над собой и развиваться:
Открытие рынка земли безусловно является позитивным шагом для дальнейшего развития Украины. Это открытая возможность каждому украинцу распоряжаться собственным имуществом, продать или купить землю.
В Европе существуют совершенно другие условия для приобретения земли сельхозназначения гражданами другого государства. В Польше иностранцы могут приобрести землю, если находятся в браке с гражданином республики и прожили там более двух лет, либо же живут на территории страны последние пять лет и получили статус постоянного резидента. Максимальная площадь одного владения составляет 500 гектар. В Румынии землю могут приобрести жители ЕС, но только, если они будут использовать её по назначению. Физлицо может купить не более 100 гектар. В Словакии, как рассказывает эксперт, всё ещё проще – нерезиденты могут приобретать землю на тех же условиях, что и граждане этой страны.
В Украине, несмотря на недавнее действие моратория, земли, по сути, продавались по серой схеме и по сниженной цене. Ярослав Гришин рассказывает, что в Украине существует 37 миллионов гектар земли сельхозназначения, 460 тысяч из них находятся в аренде, сроком на 49 лет (серая схема, описанная выше). При этом, уникальные украинские чернозёмы сдают в аренду в 19 раз дешевле, чем в Дании!
Но аграрии менее оптимистично смотрят на этот аспект. Так, фермеры из Павлоградского района Днепропетровской области выступают против открытия рынка земли в таком виде. Александр Щербина, глава земельной комиссии в Межиричской ОТГ подчёркивает, что фермеры на протяжении пяти лет открыто выступали против снятия моратория, причём показывали свой протест ещё прошлой власти (когда в Украине правил Пётр Порошенко). Но фермеров так никто не услышал.
Сергей Ушаков, директор ООО "Фермеров и частных землевладельцев", тоже делает акцент на международном опыте, подчёркивая, что земли в большинстве своём редко продаются, поскольку их чаще всего сдают в аренду. В Канаде, например, 48 процентов земли находятся во владении государства, а также сдаются в аренду фермерам, все отчисления при этом идут в казну. Во Франции 40 процентами земли владеет государство, и её сдают в аренду – следовательно, постоянно пополняется бюджет.
Земля, объясняет Серей Ушаков, не может быть товаром, это возобновляемый ресурс. Другой вопрос, если бы землю, предназначенную для аренды, отдавали ОТГ, а громады самостоятельно решали, кому можно её передать на определённый срок пользования, то деньги бы оставались в ОТГ, и было бы развитие.
Польша открыла рынок земли во время вступления в ЕС, и её земли начали скупать немцы, французы и другие. Были куплены их сахарные заводы, которые впоследствии превратили в металлолом. И что далее произошло? Польша сделала так, что первоочерёдное право приобретения паев получил местный земельный банк. В случае, если выставляется земля на продажу, то её покупает именно банк, после чего сдаёт её в аренду. Возможно, именно такая модель была бы полезна для Украины,
– отмечает Ушаков.
Эксперт предлагает, чтобы все земли приобретались именно Украиной, громадами и исключительно за национальную валюту (гривны). Таким образом можно убить двух зайцев – провести реформу рынка земли и земля не перейдёт в руки иностранцам.
Александр Щербина поддерживает идею запрета продажи земли, выступая за право аренды, говоря про то, что мы этот потенциал до сих пор не исчерпали (за 28 лет независимости Украины). Во времена СССР в каждой области были совхозы – на местах были сосредоточены фермы, благодаря которым земля, которая кормила людей, постоянно удобрялась органикой (навоз, компост). Сейчас же мы уничтожаем землю, не давая её ничего взамен и травя её при этом химией. В конечном итоге мы полностью отошли от органики.
Глава земельной комиссии уверен, что продажа земли иностранцам является угрозой для Украины. В настоящее время одна из французских компаний уже владеет землёй в Днепропетровской области, причём начинала она с 2 тысяч гектаров, но сейчас в её владении пребывает более 14,5 тысяч гектар. Им выдаются кредиты под 1-2 процента годовых, они не оплачивают НДС и, в целом, для них абсолютно другие условия, нежели для обычного украинского фермера. Условия для иностранной компании и отечественного фермера – колоссально разные, – подчёркивает Щербина. Причём они способствуют уничтожению отечественных аграриев.
Очень много людей, которые владеют земельными участками, настроены так, чтобы их продать,
– говорит Александр Щербина, делая акцент на том, что украинские аграрии менее защищены в собственном государстве, нежели иностранные лица, которым предоставляются низкие кредиты, а также они не платят тот же налог на добавленную стоимость (НДС), обязательный украинским фермерам.
Всеукраинский референдум для того, чтобы понять, а нужно ли позволять иностранцам приобретать украинские земли, важен, но и опасен. По словам Щербины, большинство людей сейчас смотрят "зомбоящик" (телевидение), поэтому у них искажённое понимание реальности. ТВ очень сильно влияет на мнение людей, поэтому есть риски, связанные с его проведением, поскольку люди, как считает фермер, могут пойти на поводу, не обращаясь к собственному сознанию при решении данного вопроса.
То есть, аграрии считают, что земельная реформа уничтожит фермеров, и негативно скажется на государстве при возможности передачи паев иностранному гражданину.
Виктор Искаков, предприниматель, заявляет, что государство могло бы спасти отечественное фермерство, если бы проценты при кредитах были снижены. В Германии, например, при открытии собственного дела, связанного с агросферой, государство даёт предпринимателю 7 тысяч евро, которые являются помощью, а также на три года он освобождается от уплаты налогов. Украинские же фермеры даже не мечтают о подобной поддержке, достаточно, как говорит наш собеседник, чтобы государство снизило процентные ставки на кредиты, и это будет первым шагом помощи фермерам. Но пока что проценты составляют от 30 процентов годовых и выше.
]]>