По чьей вине погибла женщина в Каменском?

11 февраля на улице Механизаторов, 17 в квартире № 47 случился пожар, на котором погибла 38-летняя женщина. Очевидцы этого происшествия обвиняли в нерасторопности полицию, из-за чего пожарные не смогли вовремя попасть в квартиру. Полиция же считает, что в случившемся виновны и пожарные, не выполнившие свои обязанности.

Смерть на пожаре

В тот день, ближе к восьми вечера, жители дома почувствовали запах дыма. Люди осмотрели свои квартиры, и решили, что горит проводка, но с ней было все нормально. Через некоторое время выяснилось, что дымит на четвертом этаже, в квартире №47. Соседи кинулись к ней, стали стучать в дверь. Очевидцы рассказывают, что слышали, как в доме кто-то есть, был слышен топот, какие-то крики, но двери никто не открыл. В 19:53 соседи вызвали пожарных.

По словам очевидцев, они приехали довольно быстро: через 19 минут. Все необходимое снаряжение у пожарных было наготове, и они собирались выбивать дверь, чтобы спасти людей. Однако, начальство дало команду ждать приезда полиции, чтобы те дали разрешение на взлом. – Когда я прибежала, пожарных уже вызвали, мы стали стучать в дверь, но нам никто не открыл, – рассказывает одна из очевидиц.

– Было такое впечатление, что нам не хотели открывать. Я четко слышала, как Юля (погибшая на пожаре, – прим.ред.) кричала: «Я не могу» и очень тяжело дышала. Еще я слышала, как матерится ее сожитель. Мы подумали, что, может, у них драка. Полиция долго не приезжала, ссылаясь на занятость. И, поскольку, соседи рассказали, что в квартире есть люди, и им необходима помощь, спасатели, в ожидании полиции, обследовали все этажи, и решили проникнуть в квартиру через балкон. В квартире они обнаружили причину пожара – сигарету и матрац. А на полу лежали мужчина и женщина. Их вынесли на лестничную клетку и вызвали «скорую». Женщина уже была мертва, а мужчину увезли в больницу.

Полиция признает вину частично

В итоге, только через 1:10 после вызова, приехала полиция. Только уже не для того, чтобы дать разрешения на взлом двери, а для того, чтобы описать труп. Сергей Лукашов, начальник Каменской полиции, комментируя данную ситуацию, своих сотрудников не оправдывал и признал, что нарушения были. Причины задержки Лукашов объяснил тем, что дежурный передал сообщение о пожаре в Южное отделение полиции только через 16 минут, а сотрудники отделения в это время ловили грабителей. Лукашов объяснил некоторые нюансы, которые заставили спасателей обратиться в полицию.

– Было задымление, спасатели зашли в подъезд, почувствовали запах дыма, но откуда – точно было неизвестно, – рассказывает Лукашов. – Явных следов пожара не было, и для того, чтобы подтвердить законность проникновения в квартиру, они вызвали полицию. А сотрудники полиции в это время ловили преступника, и посчитали, что задымление менее важно. Но, однозначно, нарушения сотрудников полиции есть.

После служебного расследования, двоим полицейским сделали замечание, а еще двоим – выговор.

Пожарные следуют Закону

Кодекс гражданской защиты ст. 80 п.6 гласит, что во время тушения пожара спасатель имеет право на беспрепятственный доступ к помещению, а также на применение любых мер, направленных на спасение людей и ликвидацию пожара. По словам Александра Тищенко, заместителя начальника управления, начальника отдела гражданской защиты, в квартире №47 по улице Механизаторов, 17 не было признаков пожара, поэтому, пожарные не стали заходить в помещение без полиции.

– Мы ограничены законами Кодекса гражданской защиты, – говорит Тищенко. – Несанкционированно зайти в помещение можно только с разрешения полиции, но мы их не ждали, мы искали признаки пожара. Когда сотрудники Службы спасения прибыли на место происшествия, они увидели, что в той квартире на кухне горит свет, дыма не было. Поднялись на четвертый этаж, где соседи рассказали про запах дыма. Постучались в квартиру, никто не открывал, но было слышно, что там кто-то ругается, о помощи никто не просил. Вот такая картина: ни запаха, ни дыма. Обследовали третий и пятый этажи. Запах дыма был только на пятом. Поскольку признаков пожара не было, квартиру без разрешения полиции вскрывать не имели права. Поэтому пожарные залезли через балкон, уже внутри увидели задымление, вынесли из квартиры мужчину и женщину.

Тищенко говорит, что неоднократно пожарным приходилось выезжать на ложные вызовы, взламывать дверь, чтобы спасти людей, а взамен им говорили: «На каком основании вскрыли?»

– Было много ситуаций: и двери покупали, и судились, – говорит Тищенко. – А ведь мы выезжали по вызову людей. Поэтому, в любых ситуациях действуем четко по Закону.

В дом – по разрешению

Пожар на Механизаторов показал, что иногда четкое соблюдение правил, равно как и халатность, могут привести к жертвам. «Город» поинтересовался, как действуют другие службы, когда, приехав по вызову, не могут попасть в квартиру.

Главврач станции скорой медицинской помощи Лариса Быданцева рассказала, что таких проблем у них нет.

– У нас есть смартфоны, по которым диспетчер передает нам вызов, – говорит Быданцева. – Если вдруг мы не можем попасть в квартиру, диспетчер дает нам номер звонившего, пытаемся дозвониться к нему. Если не выходит, то стучим в окна и двери. Всеми силами пытаемся попасть в дом. Когда после всех попыток никто не открывает – разворачиваемся и уезжаем. Проблемы, в основном, могут возникнуть ночью, но еще такого не было, чтоб мы не попали к больному. Спасателей и полицию вызываем только в случаях криминала.

Диспетчер «Единой диспетчерской службы» Татьяна Дзюба говорит, что у них тоже таких проблем не возникало.

– В 99,9 % случаев наши сотрудники попадают в помещение, на то мы и диспетчерская служба, чтобы все четко отслеживать, – говорит Дзюба. – Например, ключи от подвального помещения нам предоставляют сами заявители или старший по дому. Всегда прослеживаем, чтобы был доступ в помещение.

Намного сложнее обстоят дела в полиции. По словам Елены Тимченко, старшего инспектора сектора мониторинга Каменского отдела полиции, без разрешения суда просто так правоохранители в дом не войдут, только с разрешения хозяина, или если есть угроза жизни человека.

– Правоохранители действуют согласно ст. 233 ч.3 Уголовно-процессуального кодекса Украины, – говорит Тимченко. – Следователь может зайти в дом только в неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества, либо с непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления. В остальных случаях – по решению суда, а это, как правило, процедура не быстрая.

-x55qb0SnVID7KLE8bIqWEfFz6DvEC9VI

Квартира потерпевших

Источник